Запрещена ли съемка с борта летательных аппаратов и в аэропортах?

Статья 11.17 КоАП устанавливает ответственность за «нарушение правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна». Статья 75 Воздушного кодекса говорит о том, что «использование фото- и киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с борта воздушного судна допускается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации». О самих этих правилах, утвержденных именно Правительством, ничего не известно. Есть основания полагать, что их просто нет, а значит, нарушить их невозможно.
Сейчас деятельность по дистанционному зондированию земли регулируется разделом VII (п. п. 7.12--7.20) Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (т. н. «ФАП-128»). Они были утверждены приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128 и действуют с декабря 2009 г. То, что описано в них, не имеет ничего общего с любительской съемкой из окна самолета. Обычная съемка не является «дистанционным зондированием земли», под данным понятием традиционно понимается аэро- и спутниковая фотосъемка земной поверхности с помощью специальной аппаратуры.
Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» была установлена необходимость получения лицензии на картографическую деятельность, к которой традиционно относилась и аэрофотосъемка. По смыслу закона и рекомендаций, принятых Министерством транспорта, лицензированию подлежала только съемка при инженерных изысканиях, строительстве и межевании земель. (В связи с принятием нового закона «О лицензировании…» данные рекомендации фактически утратили силу, но формально не отменены).
Прежний закон «О лицензировании…» был отменен после вступления в 2011 году в силу нового закона с таким же названием. Согласно новому закону, лицензированию подлежит только картографические работы федерального назначения, «результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение». Постановлением Правительства установлен список таких работ, в который аэрофотосъемка не включена. (Постановление Правительства РФ от 07 декабря 2011 г. № 1016 «О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)»).
В любом случае, простая художественная съемка с воздуха, не предназначенная для сбора картографических данных, к лицензируемым видам деятельности не относится.
В существующих Федеральных авиационных правилах «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» запрета на съемку не содержится, а ранее ими было прямо разрешено бесплатно провозить при себе фотоаппараты и видеокамеры, вес которых не учитывался в составе тех пяти килограммов ручной клади, которую можно провозить с собой без оплаты. Сейчас фото- и видеотехника исключена из перечня бесплатно провозимых вещей, но это не означает запрета на ее провоз и использование во время полета. Просто теперь ее нужно либо включать в пять «бесплатных» килограммов, либо оплачивать ее провоз в ручной клади.
До того, как правила были приняты, действовали «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях Союза ССР», в которых (п. 4.2.6) было требование перевозки съемочной аппаратуры в упакованном виде и запрет на пользование ею в полете. Сейчас они утратили силу.
Существуют ограничения на пользование электронными приборами при взлете и посадке, связанные с безопасностью: электроника может создать помехи в работе оборудования самолета. Дополнительные запреты на съемку, установленные авиакомпанией для пассажиров, нарушают статью 16 ЗоЗПП, о которой уже говорилось выше.
Меры по обеспечению безопасности в аэропортах регулируются положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, а также принятыми на его основе Федеральными авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам». Правила обязательны лишь для лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропортов. На пассажиров они не распространяются и распространяться не могут, поскольку утверждены не Правительством, как того требует ЗоЗПП.
Законно ограничения на съемку установлены данными правилами (пп. «б» п. 16) только в так называемой «контролируемой зоне аэропорта», к которой относятся «рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется». Посетители и лица, не работающие в аэропорту пропускаются в такую зону только по пропускам. Поскольку услуг в данной зоне не оказывается, правила закона «О защите прав потребителей» в ней не действуют.
Запрет на использование съемочной техники в контролируемой зоне содержится в п. 3.4 «Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме в аэропортах, авиапредприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации». Но пунктом 1.3 этого же Положения его действие распространяется только на лиц, работающих в аэропортах. Та зона, куда допускаются пассажиры для посадки в самолет, называется «стерильной», и запрета на съемку в ней Положение не содержит.
Если для съемки используется беспилотный летательный аппарат, следует иметь в виду, что с 1 апреля по 15 июля 2016 года такие аппараты подлежали регистрации, если их вес превышает 250 граммов. Полеты незарегистрированных беспилотников были запрещены. После 5 июля 2017 года требование регистрации было введено снова. Сейчас такие аппараты регистрируются в «порядке, определенном Правительством», который еще не принят/ (На момент написания этой версии сборника разрабатывается проект соответствующего постановления Правительства: regulation.gov.ru/projects#npa=60129). До тех пор, пока этот документ не принят, фактически регистрировать беспилотники не нужно.
Под определение «беспилотного воздушного судна», данное в Воздушном кодексе, подпадают не только классические «дроны» с пропеллерами, а вообще все, что способно подниматься в воздух, включая любительские модели самолетов. Для того, чтобы запустить любой летательный аппарат, в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства, необходимо разрешение органа местного самоуправления (очередное неисполнимое требование, за несоблюдение которого, тем не менее, можно пострадать).
В некоторых регионах России делаются попытки запретить использование беспилотных летательных аппаратов. Например, такой запрет собиралась ввести администрация города Сочи. (В Сочи запретят полеты беспилотников и фейерверки // vesti-sochi.tv/obshhestvo/46610-v-sochi-zapretjat-polety-bespilotnikov-i-fejerverki). Неизвестно, был ли фактически введен такой запрет: в справочных и правовых системах и на сайте городской администрации предусматривающих его нормативных актов найти не удалось. Однако Воздушный кодекс предусматривает регулирование воздушного пространства только на федеральном уровне. Также «определение статуса … воздушного пространства» отнесено к предмету федерального ведения и в Конституции. Поэтому любой нормативный акт в этой сфере, принятый субьектом Федерации, будет незаконным.
Конвенцией о международной гражданской авиации (ст. 36) присоединившимся к ней государствам дано право запрещать фотографирование с самолетов, пролетающих над их территорией. Поэтому при полете над территорией других стран можно столкнуться с правомерными запретами на съемку.

Комментариев

3 comments posted
""дистанционным зондированием

"“дистанционным зондированием земли“, под данным понятием традиционно понимается аэро — и спутниковая фотосъемка земной поверхности с помощью специальной аппаратуры.»

Позволю себе предложить иное толкование термина «зондирование». На мой взгляд, зондирование отличается от съёмки тем, что подразумевает активные методы, то есть облучение объекта и фиксацию отражённых от него волн. Съёмка же — пассивна.

Posted by นิโขไล on 12 января, 2010 - 08:41
нет, дистанционное

нет, дистанционное зондирование может быть и пассивным и активным, подавляющее большинство аппаратуры дистанционного зондирования регистрируют отраженные волны в видимом и ИК диапазонах.

Posted by Anonymous on 23 июня, 2010 - 03:41