Может ли запретить снимать администрация музея?

«Основами законодательства Российской Федерации о культуре» (ст. 53) за организациями культуры закреплено право на реализацию продукции с изображением объектов культурного наследия и деятелей культуры, «при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц». В той же статье говорится, что при использовании изображения без разрешения «применяются нормы законодательства Российской Федерации».
Это полномочие сходно с теми, которые предоставляет правообладателю копирайт, но «классическим» авторским правом на предмет или изображение обладает его создатель, а не владелец. Копирайтом может охраняться только произведение, которое носит творческий характер. Например, если происходит съемка скульптуры и окружающего интерьера, то полученное изображение может считаться творческим, а вот воспроизведение картины, задача которого -- простое создание ее копии, будет признано простой технической работой по копированию этой картины. В соответствии с абз. 2 п. 1 статьи 1228 ГК, граждане, оказавшие автору только техническое содействие, не признаются авторами произведения. Вопрос о творческом или нетворческом характере труда может быть решен судом исходя из конкретной ситуации.
«Основы» не вводят никаких новых правомочий по сравнению с Гражданским кодексом, и не делают владельца предмета обладателем авторских прав на него (таких прав у него нет еще и в силу п. 2 ст. 1227 ГК, в которой говорится, что переход права собственности на вещь не влечет за собой перехода интеллектуальных прав). Право на использование изображений музейных предметов -- совершенно особое, оно не включено в число исключительных прав автора произведения, хотя и имеет с ним много общего.
Статья 12 «Основ» устанавливает право на доступ к культурным ценностям, гарантируя его каждому человеку. Кроме этого, право на доступ к культурным ценностям гарантировано гражданам России статьей 44 Конституции.
Существует «Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», в котором организациям, отнесенным к таким объектам, дается исключительное право использовать «в рекламных целях» изображения предметов, хранящихся в их коллекциях. Съемку таких предметов и использование изображений в других целях Положение не запрещает. Такой запрет противоречил бы статье 1227 ГК, принятой позже указа и имеющей большую юридическую силу [Под большим вопросом -- и сама законность наделения организации новым «исключительным правом» при помощи указа, а не закона.].
Статьей 36 закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию предметов и коллекций, находящихся в их фондах. Музей может запрещать использование их изображений в коммерческих целях, выпуск сувенирной продукции с такими изображениями либо изображениями зданий самих музеев, а также объектов, находящихся на их территории. Кроме этого, музею принадлежит право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, в этом случае у него возникает так называемое «право публикатора», предусмотренное статьей 1337 ГК.
Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом, и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Сама по себе съемка их не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использовании в коммерческих целях. Некоторые музеи отслеживают использование изображений «своих» предметов, на которое не давали разрешение, и судятся с теми, кто такие изображения использует [Наиболее известное из таких дел -- процесс, инициированный Эрмитажем против петербуржского модельера Ии Йоц ([http://kad.arbitr.ru/Card/9c2ce6ee-db60-443d-95e1-e55fdde5a661||kad.arbitr.ru/Card/9c2ce6ee-db60-443d-95e1-e55fdde5a661]).].
Ограничения на доступ к музейным предметам, согласно ст. 35 закона «О музейном фонде», могут быть установлены только в тех случаях, когда они находятся в неудовлетворительном состоянии, на реставрации или в хранилище музея. К таким ограничениям относится и запрет на съемку со вспышкой, если это может повредить состоянию объекта. Право на доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах музеев, вообще не может быть ограничено, поскольку это прямо запрещено статьей 8 закона «Об информации».
Что касается продажи музеями «права на съемку», то она также незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем -- убирает за плату данное ограничение. В музейных «правилах» разрешение на съемку обычно именуется «услугой», но услуга -- это, в соответствии со ст. 779 ГК, «действия» или «деятельность», а музей, позволяя посетителю снимать, не осуществляет ни того, ни другого.
В вопросе об авторских правах упоминалось право на некоммерческое использование изображений тех произведений искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения (ст. 1276 ГК). Следует помнить, что разрешение распространяется именно на те случаи, когда предмет находится на своем месте постоянно. Поэтому возможны проблемы при съемке на временных выставках: без разрешения правообладателей предметов, попавших в кадр, использовать полученные фотографии и видеозаписи формально будет запрещено.
Учет и хранение музейных ценностей регулируется «Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», утвержденной приказом Министерства культуры от 17 июля 1985 г.  290, и до сих пор действующей. Эта инструкция была принята до закона «Об информации» и должна применяться только в части, не противоречащей ему, т. е., устанавливать ограничения на доступ к информации она не может.
Пункты 229 и 230 Инструкции регламентируют съемки музейных экспонатов. Они описывают только такие съемки, для которых требуется использовать стационарные источники света, либо «профессиональные» съемки, требующие содействия администрации музея. На них нужно получить согласие главного хранителя музея. Разумеется, это не относится к съемке, которая ведется посетителями с помощью обычных фотоаппаратов и видеокамер.
Закон «Об объектах культурного наследия» устанавливает порядок доступа к таким «объектам», под которыми понимается недвижимость, представляющая историческую ценность, а также вещи, тесно с нею связанные (картины, скульптуры, и т. п.) Доступ к ним гарантирован всем гражданам России статьей 7 закона. Условия такого доступа могут устанавливаться собственником объекта, но они должны быть согласованы с органом, осуществляющим надзор за соблюдением законодательства в этой сфере. На практике такие ограничения могут быть весьма обширны в том случае, если речь идет о зданиях, которые используются органами власти (например, Кремль в Москве или Смольный институт в Санкт-Петербурге). Но полностью запретить доступ собственник не может: этого не разрешает закон. Особенности доступа к объекту культурного наследия фиксируются в специальном документе, «охранном обязательстве».
Запрет на пронос в музеи съемочной аппаратуры содержался в совместном приказе МВД, Министерства культуры и Федеральной Архивной службы от 25 мая 1998 г.  315/255/38 «Об утверждении Инструкции по организации охраны объектов, хранящих культурные ценности, подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» (п. 73.4.1). 22 апреля 2009 года данный приказ был отменен приказом МВД и Министерства культуры  310/201.
Некоторое время съемка музейных предметов регулировалась Правилами, утвержденными приказом Министерства культуры от 8 декабря 2009 г.  842. Приказ этот нигде не публиковался, а 11 марта 2010 г. был отменен приказом Минкульта  116. Тем не менее, его имеет смысл прочитать, поскольку он содержит подробный раздел, посвященный световому режиму при хранении музейных экспонатов. Запрет в нем содержится только на фотосъемку со вспышкой.