Может ли руководство магазина запретить съемку со ссылкой на то, что внешний вид магазина и выкладка товара являются коммерческой тайной или ноу-хау?

Согласно закону «О коммерческой тайне» (ст. 3), к ней может быть причислена информация, «которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны». Для того, чтобы какая-то информация стала «тайной», нужно прежде всего ограничить доступ к ней. Предметы, находящиеся в общественном месте, «тайной» быть не могут по определению.
Кроме этого, для ввода «режима коммерческой тайны» необходимо выполнить некоторые формальности, прежде всего -- принять «меры по охране конфиденциальности информации», описанные в ст. 10 закона: определить перечень такой информации, порядок обращения с ней, вести учет лиц, получающих доступ к коммерческой тайне, и т. д.
Режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия всех мер по охране конфиденциальности, -- то есть, уже при отсутствии на документе или в его реквизитах грифа «Коммерческая тайна» можно говорить о его несоблюдении. Короче говоря, запрет на съемку со ссылкой на закон о КТ не выдерживает элементарной критики.
Существует также перечень сведений, которые вообще не могут составлять коммерческую тайну, он содержится в пятой статье закона о КТ, и в одном из постановлений Правительства. В их число входят, в частности, сведения о выданных лицензиях и документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью, документы об уплате налогов и обязательных платежей, сведения о безопасности пищевых продуктов, безопасности отдельных граждан и населения в целом и т. п. Если речь идет о каких-либо нарушениях в деятельности организации, то они не могут быть «коммерческой тайной» в соответствии с четвертым пунктом этой статьи. Более того: даже при получении информации, относящейся к «тайне», ответственность за это невозможна в случае, если произошло это в результате случайности или ошибки.
Что касается «ноу-хау» или «секрета производства», то такие сведения, в соответствии со статьей 1465 ГК, могут одновременно являться разновидностью коммерческой тайны. Способ осуществления какой-либо деятельности (например, оформления витрины) может быть «ноу-хау», но результат, доступ к которому не ограничен -- уже не может.
Даже если руководство по выкладке товара охраняется авторским правом, нарушить закон можно только использовав само это руководство одним из способов, описанных в статье 1270 Гражданского кодекса. Эта статья не относит к способам использования «практическое применение положений, составляющих содержание произведения» (за исключением действий по воплощению архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта). Таким образом, раскладка товара с использованием советов, данных в каком-то тексте, прав на сам текст не нарушает.