Какими полномочиями на съемку обладают сотрудники правоохранительных органов?

В соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 6), при проведении оперативно-розыскных мероприятий может использоваться съемка и запись. В случае, если речь идет о мероприятиях, ограничивающих право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, в соответствии со ст. 8 закона об ОРД, на них требуется санкция суда. Во всех остальных случаях мероприятия и их фиксация проводятся по усмотрению органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
Например, съемка участников на каком-то митинге, пикете, и т. п., не требует разрешения ни суда, ни лиц, попавших в кадр. Единственное, на что может ссылаться человек, которого снимают -- это гипотетическое нарушение «права на неприкосновенность своей частной жизни». Но по умолчанию на публичном мероприятии никакой «частной жизни» быть не может. Любое «публичное мероприятие» по определению носит открытый и доступный всем характер, поэтому вся информация о ходе его проведения относится к разряду «общедоступной». В соответствии со ст. 7 закона «Об информации...» она может использоваться любым лицом.
При этом информация, полученная в ходе негласных оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии со ст. 12 закона об ОРД, составляет государственную тайну, она обрабатывается и рассекречивается в соответствии с законом «О государственной тайне».
Законом «О полиции» (ст. 11) на полицию возложена обязанность использовать «достижения науки и техники», включая «средства аудио- фото- и видеофиксации». Разрешения на съемку также содержатся в административных регламентах исполнения полицейскими конкретных функций (дактилоскопирования, регулирования дорожного движения, и т. п.)
Часто сотрудники полиции производят массовое фотографирование задержанных за совершение административных правонарушений. Данная практика незаконна: полиции дано право фотографировать только определенные категории людей (подозреваемых, обвиняемых, либо подвергнутых административному аресту). Съемка остальных задержанных разрешена только для идентификации их личности.
Уголовно-процессуальный кодекс разрешает следователю производить фотосъемку вещественных доказательств (ст. 82), а также приобщать к уголовному делу фото- и видеодокументы, которые могут быть исследованы при ознакомлении с этим делом на следствии и в суде. При производстве любого следственного действия, в соответствии со ст. 166 УПК, может применяться аудиозапись, фото- и видеосъемка, об этом делается отметка в протоколе. При освидетельствовании (ст. 179), то есть, осмотре чьего-то тела, съемка может осуществляться только с согласия освидетельствуемого лица. Обязательному фотографированию подлежат неопознанные трупы (ст. 178 УПК).
Материалы уголовного дела, в соответствии со ст. 161 УПК, представляют собой «тайну следствия» и могут быть преданы гласности только с разрешения следователя или дознавателя, в указанном ими объеме. Это относится к любой информации, касающейся расследования, независимо от того, получена она от следователя, или самостоятельно. Для того, чтобы ограничить распространение такой информации, существует процедура взятия подписки о неразглашении данных предварительного следствия. За нарушение этой подписки установлена уголовная ответственность, к которой не могут быть привлечены подозреваемый или обвиняемый. Так же охраняется и информация, полученная в ходе гласных оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам.
«Тайна следствия» охраняется только до его окончания, после которого запрещать разглашать информацию следователь не вправе. (Исключение -- ситуации, когда материалы следствия составляют государственную или другую охраняемую законом тайну. В этом случае от участников процесса, которые не имеют допуска, также берется подписка о неразглашении).
При составлении протоколов о совершении административных правонарушений также может применяться фотосъемка и видеозапись. Полный перечень должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, содержится в статье 28.3 КоАП. О возможности использования фото- и видеосъемки при производстве конкретных действий (осмотр, взятие образцов и т.п.) говорится в соответствующих статьях КоАП.
Сравнительно недавно в КоАП появилось нововведение: возможность фиксации факта совершения правонарушения при помощи автоматических средств (фото- и видеокамер, работающих в автоматическом режиме). В этом случае административное наказание назначается в упрощенном порядке, без составления протокола. Чаще всего таким образом фиксируются правонарушения в области дорожного движения, причем наказанию при такой фиксации подвергается не водитель, а собственник автомобиля.
При привлечении к ответственности в материалах дела должны содержаться сведения о таком средстве фиксации [В материалах к статье приведен пример постановления Верховного суда, которым в привлечении к административной ответствености отказано в том числе из-за отсутствия таких сведений.]. Кроме того, следует помнить, что сертифицированными должны быть только те средства фиксации, которые относятся к измерительным приборам (например, камеры, предназначенные для измерения скорости). Если камера ничего не измеряет, это требование на нее не распространяется (в последнее время складывается практика съемки нарушений ПДД при помощи обычных камер, закону она не противоречит).
Нотариус может использовать средства видеофиксации при совершении нотариальных действий. Порядок такого использования утвержден решением Федеральной нотариальной палаты, в соответствии с ним к «материалам видеофиксации» отнесены также «фото- и аудиоматериалы», полученные при видеосъемке (то есть, отдельные кадры и звуковая дорожка). Все они являются нотариальной тайной.