Какие ограничения на съемку установлены законодательством о государственной тайне?

Засекречивание каких-либо сведений регулирует закон «О государственной тайне». В нем (ст. 5) определен перечень сведений, которые составляют государственную тайну. Также подобный перечень утвержден указом Президента от 30 ноября 1995 года, с перечислением органов власти, которые уполномочены засекречивать конкретные сведения.

Важно помнить, что перечни эти носят ориентирующий характер, поскольку представляют собой «совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством». Проще говоря, не любая информация указанных категорий относится к «тайне», необходимо еще произвести ее засекречивание. На практике очень часто про это забывают, считая «тайной» вообще всю информацию тех категорий, которые содержатся в «перечнях».

В различных ведомствах существуют так называемые «перечни сведений, подлежащих засекречиванию», которые более детально описывают то, что необходимо относить к государственной тайне. Чаще всего эти перечни сами секретны либо имеют статус «для служебного пользования».

Процесс засекречивания включает в себя экспертную оценку обоснованности такого отнесения и присвоение сведениям соответствующего грифа секретности. На носители таких сведений наносятся реквизиты, описанные в ст. 12 закона. Если вы не видите таких реквизитов, то никакой «государственной тайны» нет. Секретные сведения вы без допуска не увидите, и конечно же, никто не сможет «засекретить» какой-нибудь мост, рядом с которым и по которому ежедневно проходят тысячи человек.

К уголовной ответственности по статье 283 УК за разглашение государственной тайны может быть привлечен только тот, кто имел допуск к работе с такими сведениями или давал подписку об их неразглашении. К ответственности по ст. 283.1 за незаконное получение такой информации может быть привлечен и тот, кто никакого допуска не имел, но при этом знал, что получаемая информация секретна.

Статьей 4 закона о СМИ средствам массовой информации также запрещено разглашать любую охраняемую законом тайну. При этом тайна остается тайной даже в том случае, если она уже кем-то разглашена или даже опубликована в открытых источниках. Согласно пункту 35 Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 января 2004 г. №3--1, факт опубликования информации не является основанием для изменения или снятия грифа секретности. Привлечь к уголовной ответственности в такой ситуации невозможно, но надзирающий орган может вынести средству массовой информации предупреждение. (О вынесении такого предупреждения газете «Коммерсантъ» можно прочитать на сайте газеты. Там же приводится решение суда, отказавшего в обжаловании предупреждения).

Другой сферой, в которой действуют повышенные требования к защите государственной тайны, является картография. В перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном указом Президента, присутствуют «геопространственные сведения», раскрывающие результаты картографической деятельности и дистанционного зондирования Земли. Поэтому одним из приказов Роскартографии был определен перечень сведений, которые запрещено наносить на картыПеречень объектов местности и элементов содержания топографических карт и планов, запрещенных для открытого опубликования (утв. Приказом Роскартографии от 14 декабря 2000 г. №181пр), включающий в себя различные промышленные объекты (электроподстанции, склады горючего, и т.п.), элементы дорожной сети (тупики и подъездные пути железных дорог, их подпорные стенки, и т.п.), а также другие объекты. Это не значит, что все они секретны --- они просто «составляют государственную тайну», то есть, могут быть засекречены.

Существуют разногласия относительно того, являются ли секретными спутниковые снимки детального разрешения: якобы, секретными являются те из них, которые имеют разрешение лучше двух метров. Обычно в обоснование этого ссылаются на некий «секретный приказ», чаще всего --- на реально существующий приказ Министерства обороны от 30 августа 2006 г.№046, описывающий перечень сведений, подлежащих засекречиванию.

Существуют разъяснения того же Министерства обороны, в котором говорится прямо противоположное: что спутниковые снимки не являются секретными независимо от их разрешения. Для получения снимков с разрешением точнее 2 метров просто предусмотрен особый порядок. Если же речь идет о снимках, полученных иностранными организациями (например, опубликованных в картографических сервисах Google или Bing), то на них требования закона «О государственной тайне» не распространяются вообще: это установлено в его десятой статье.

Согласно Инструкции по обеспечению режима секретности, работы с документами, содержащими государственную тайну, могут производиться только в специально оборудованных и сертифицированных помещениях. Зачастую дополнительные требования по запрету съемки устанавливаются на всей территории предприятия или учреждения, имеющего «режимные» помещения. Законность этого --- под большим сомнением.

В указе от 30 ноября 1995 г. также дается определение термина «режимный объект», который также часто используется в обоснование запрета съемок. К таким объектам указ причисляет военные или государственные объекты, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности. Эти дополнительные меры, как правило, описаны в специальных актах, «правилах внутриобъектового режима». Бывают также «правила пропускного режима», регламентирующие проход на объект и выход с него. Часто они совмещаются в одном документе.

Уже упомянутая Инструкция из постановления №3--1 определяет порядок установления пропускного и внутриобъектового режима в здании в том случае, если в нем производится работа с документами, содержащими государственную тайну. Этот режим может включать в себя и запрет съемки. Действует он только на территории самого объекта, снимать его снаружи «режимом» запретить нельзя.

В Инструкции различаются понятия «режимной территории» и «режимного помещения», поэтому, возможно, она разрешает вводить какие-либо запреты внутри здания только в отдельных помещениях, в которых происходит работа с секретными документами.

Бывает, что на объектах, охраняемых частными охранными предприятиями принимаются «правила внутриобъектового режима». Они принимаются не в соответствии с законом «О государственной тайне». Их принятие разрешается законами «О ведомственной охране» и «О частной детективной и охранной деятельности». Такие правила могут содержать ограничения на доступ к информации, установленные другими законами (например, «О коммерческой тайне»). Фактически, «внутриобъектовым режимом» в этих законах и Инструкции по обеспечению режима секретности названы разные вещи (второе название «внутриобъектового режима» в Инструкции --- «режим секретности»).

Седьмая статья закона «О государственной тайне» также содержит перечень сведений, которые не могут засекречиваться.

Кроме того, существуют целые населенные пункты, на территории которых введены дополнительные ограничения, связанные с защитой государственной тайны. Это --- так называемые ЗАТО, «закрытые административно-территориальные образования». Те нормы, которые содержатся в законе о ЗАТО, касаются только вопросов местного самоуправления, землепользования, государственной поддержки жителей ЗАТО и других подобных вопросов. Они не ограничивают прав проживающих в ЗАТО граждан по сравнению с теми ограничениями, которые содержатся в законодательстве о государственной тайне. Единственное существенное ограничение, содержащееся в законе --- это особый порядок въезда и постоянного проживания, для которых требуется разрешение.